Линия консультации

Вопросы для бухгалтеров

Какие налоговые риски возникают при продаже по цене ниже рыночной?
Актуально на 26.08.2020г.

Вопрос: Как правильно оформить сделку? Закончился договор лизинга на автомобиль, объект перешел в собственность Общества. Планируем продать данный объект. По какой минимально приемлемой цене мы можем это сделать, что бы не возникло неприятностей с Налоговой. Имеются ли какие либо "пожелания" по цене сделки у налоговой?

Ответ:
Чтобы продать данный объект, Вам необходимо провести его оценку, то есть необходимо воспользоваться услугой оценщика. И вот какую стоимость он покажет, по этой цене Вы и должны реализовать данный объект, в противном случае многократное отклонение цены от рыночной может повлечь доначисление сумм налога, пеней и применение налоговых санкций исходя из уровня рыночных цен.

Вопрос: Организация после выкупа из лизинга автомобиля продала его индивидуальному предпринимателю по цене выше выкупной, но существенно ниже рыночной. Какие налоговые риски возникают в данном случае у организации и у индивидуального предпринимателя по налогу на прибыль и по НДФЛ?


Ответ: При установлении умысла в действиях организации по продаже автомобиля по цене ниже рыночной налоговый орган при проведении контрольных мероприятий вправе применить рыночную цену и доначислить организации налог на прибыль.
У индивидуального предпринимателя возникает экономическая выгода (доход), определяемая как разница между рыночной ценой автомобиля и ценой автомобиля по договору. Указанный доход подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

Обоснование: В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
При этом факт несоответствия цены рыночным ценам может контролироваться налоговым органом только по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами.
Вместе с тем не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
В соответствии с Письмом ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@ налоговым органам при доказывании фактов неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или необоснованного получения права на их возмещение (возврат, зачет) необходимо обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика, обеспеченном в том числе действиями его должностных лиц и участников (учредителей), в целенаправленном создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды.
При этом при доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме.
В связи с этим при установлении умысла в действиях организации по продаже автомобиля по цене ниже рыночной налоговый орган при проведении контрольных мероприятий вправе применить рыночную цену и доначислить организации налог на прибыль.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ).
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 211 НК РФ).
Поэтому у индивидуального предпринимателя возникает экономическая выгода (доход), определяемая как разница между рыночной ценой автомобиля и ценой автомобиля по договору. Указанный доход подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.
Кроме того, при проведении налогового контроля налоговый орган может признать стороны сделки взаимозависимыми лицами по иным основаниям, помимо перечисленных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).


Н.Н. Тактаров
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
30.12.2019


Начислять ли районный коэффициент на доплату за замещение на время отпуска?
Акутально на  20.08.2020 г. 

Вопрос: По приказу на работника возложены обязанности кассира на время отпуска с доплатой 10% к должностному окладу. Начислять ли районный коэффициент на доплату ?

Ответ: 
        
Работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 151 ТК РФ). 

Размеры такого рода доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Так как доплата за совмещение профессий (должностей) является частью заработной платы, на нее начисляются районный коэффициент и процентная надбавка (ст. ст. 315316 ТК РФ), которая включается в расчет среднего заработка (ч. 2 ст. 139 ТК РФ, пп. "к" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

В ст. 60.2 ТК РФ подчеркивается, что работа по совмещению оплачивается дополнительно.

Таким образом, работодатель должен оплатить работнику выполненную часть дополнительной работы в полном объеме, и начистить районный коэффициент.

Подробнее:
  
Когда и как начисляется районный коэффициент
  Порядок применения районного коэффициента для расчета заработной платы устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 316 ТК РФ, ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1). Однако в настоящее время нормативный правовой акт, в котором был бы определен этот порядок, Правительством РФ не принят. В связи с этим при начислении районного коэффициента работодателям следует руководствоваться законами и иными нормативными правовыми актами РФ и СССР в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 423 ТК РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 N 216, Обзора Верховного Суда РФ от 26.02.2014.

Путеводитель по кадровым вопросам. Районные коэффициенты и надбавки за работу на Крайнем Севере и в других местностях {КонсультантПлюс}


Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы лица независимо от места нахождения работодателя. Такой вывод следует из пп. "а" п. 5 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 23.07.1998 N 29, и подтверждается судебной практикой (Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014).
Таким образом, если работник трудится, например, в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в одном из районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производиться с учетом районного коэффициента.
При подвижном или разъездном характере работы трудовые обязанности также могут выполняться не по месту нахождения работодателя (его обособленного структурного подразделения). Если при этом лицо работает в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, к его заработной плате, на наш взгляд, применяется районный коэффициент.
Данная гарантия распространяется и на работников, выезжающих в названные районы и местности из других районов для выполнения работ вахтовым методом (абз. 1, 2 ч. 5 ст. 302 ТК РФ), а также на лиц, работающих по совместительству (ч. 3 ст. 285 ТК РФ).
Направление работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не является основанием для начисления районного коэффициента. За период нахождения в командировке за работником, в частности, сохраняется средний заработок (ст. 167 ТК РФ). Районный коэффициент на него не начисляется. Данный вывод подтверждает Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014.
Право на получение районного коэффициента к заработной плате возникает у работников с первого дня работы в соответствующих районах и местностях. Такой вывод подтверждает Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014.
Районный коэффициент начисляется на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Такой вывод следует из п. 1 разъяснения, утвержденного Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, абз. 4 письма Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 169-13.
Размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, в настоящее время не ограничен.
Согласно разъяснениям официальных органов в фактический месячный заработок, на который начисляется районный коэффициент, включаются, в частности: оплата по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (например, за сверхурочную работу, работу в выходной, нерабочий праздничный день), премии, предусмотренные системами оплаты труда (Письма Минтруда России от 16.04.2020 N 14-1/В-424, от 27.04.2018 N 14-3/10/В-3162, абз. 5 Письма Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 169-13).

Отметим, что в заработок, на который начисляется районный коэффициент, не включаются процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это связано с тем, что и районный коэффициент, и указанные процентные надбавки применяются к одним и тем же выплатам (к фактическому заработку), как предусмотрено в п. 1 разъяснения, утвержденного Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49. Друг на друга они начисляться не могут.

Районный коэффициент не начисляется на материальную помощь (абз. 4 письма Минтруда России от 23.03.1993 N 517-РБ, абз. 2 письма Минтруда России от 22.07.1999 N 716-7), а также на различного рода компенсации, которые установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, и не относятся к заработной плате (например, суточные, надбавка за вахтовый метод).

Не начисляется районный коэффициент и на средний заработок, который сохраняется за работником в случаях, установленных законодательством (например, при предоставлении отпуска, при простое по вине работодателя и др.). Это обусловлено тем, что данный коэффициент в силу пп. "л" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, учитывается при расчете указанного заработка лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Путеводитель по кадровым вопросам. Районные коэффициенты и надбавки за работу на Крайнем Севере и в других местностях {КонсультантПлюс}


Нужно ли доплачивать сотруднику до МРОТ, если его депремировали?
Актуально на 20.08.2020 г. 
 
Вопрос: Нужно ли доплачивать сотруднику до МРОТ, если сотрудник был депремирован за провинность?

Ответ:

Доплачивать сотруднику до МРОТ если сотрудник был депремирован за провинность, не надо, т.к. доплата нужна  работнику , если он полностью отработал за месяц норму рабочего времени, выполнил нормы труда (трудовые обязанности), но при этом его месячная зарплата оказалась меньше МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) (ч. 3 ст. 133ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ).


Подробнее:

Доплата до МРОТ: когда нужна и как считать
Доплата нужна, если зарплата за полностью отработанный месяц до удержания НДФЛ оказалась ниже МРОТ - 12 130 руб. (ст. 133 ТК РФ).
В МРОТ входят оклад, премии за труд, надбавки и доплаты, предусмотренные системой оплаты труда. Например, за разъездной характер работы (Постановления КС N N 40-П17-ППисьмо Минтруда от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353).

Что не входит в МРОТ

  • доплаты за совмещение, временное исполнение обязанностей, увеличение объема работ или зоны обслуживания;
  • доплаты за работу в выходные и праздники, вредную, ночную и сверхурочную работу;
  • матпомощь, премии к праздникам.



Зарплата ниже МРОТ может быть у совместителей, работников с неполным рабочим временем, а также у отсутствовавших на работе из-за отпуска, болезни и т.п. В этих случаях зарплату сравнивают с МРОТ, рассчитанным пропорционально отработанному времени (Письмо Минтруда от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085).

Пример. Расчет доплаты до МРОТ
Работник полностью отработал январь, ему начислены оклад 9 000 руб. и месячная премия 1 000 руб. В феврале он отработал 15 дней из 19 из-за болезни, ему начислены оклад 7 105,26 руб. и пособие по болезни 2 553,68 руб.
Доплата до МРОТ в январе составит 2 130 руб. (12 130 руб. - (9 000 руб. + 1 000 руб.)).
Зарплата из МРОТ за февраль составит 9 576,32 руб. (12 130 руб. / 19 дн. x 15 дн.). Доплата до МРОТ в феврале - 2 471,06 руб. (9 576,32 руб. - 7 105,26 руб.).

Если вы должны применять региональный МРОТ, сравнивайте зарплату с ним.

Образец приказа о доплате до МРОТ


{Типовая ситуация: Доплата до МРОТ: когда нужна и как считать (Издательство "Главная книга", 2020) {КонсультантПлюс}}


Если ваше учреждение финансируется из федерального бюджета, для расчета доплаты вы учитываете только федеральный МРОТ, так как действие региональных соглашений о минимальной заработной плате на вас не распространяется (ч. 3 ст. 133ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ).
В остальных случаях берите за основу либо федеральный МРОТ (при отсутствии минимальной зарплаты в субъекте РФ), либо минимальную зарплату в субъекте РФ, если вы не отказались выполнять условия регионального соглашения о минимальной заработной плате в установленном порядке (ч. 3 ст. 133ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ).


{Готовое решение: В каких случаях нужно производить работнику учреждения доплату к зарплате до МРОТ (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}}


Как рассчитать сумму доплаты до МРОТ для других учреждений (не финансируемых из федерального бюджета)


При расчете учтите следующее:
За основу вы берете либо федеральный МРОТ (при отсутствии минимальной зарплаты в субъекте РФ), либо минимальную зарплату в субъекте РФ, если вы не отказались выполнять условия регионального соглашения о минимальной заработной плате в установленном порядке. Это следует из ч. 3 ст. 133ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ. Например, в г. Москве минимальная зарплата составляет 20 195 руб. в месяц (п. 3.1 Московского трехстороннего соглашения на 2019 - 2021 годы от 19.09.2018, п. 1 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2019 N 1177-ПП).
Зарплата - это должностной оклад и все выплаты, предусмотренные вашей системой оплаты труда (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).


Не учитывайте в этой сумме:

  • районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (если такие коэффициенты и надбавки установлены) (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П);
  •  другие суммы, которые не учитываются в составе минимальной зарплаты в соответствии с региональным соглашением. В г. Москве к ним, например, относятся надбавки за вредную (опасную) работу, работу в выходные и праздники (п. 3.3 Московского трехстороннего соглашения на 2019 - 2021 годы от 19.09.2018).
Доплату выплатите за весь период с момента повышения МРОТ (минимальной зарплаты в субъекте РФ). Иначе вы нарушите требования ч. 3 ст. 133 ТК РФ. Помимо этого, вам придется выплатить работникам компенсацию за задержку выплаты зарплаты в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Пример расчета суммы доплаты к заработной плате до МРОТ (минимальной зарплаты в субъекте РФ)
Работник работает на полной ставке в г. Москве. Ему установлены оклад 10 000 руб. и ежемесячные премии в размере 1 500 руб. Также работнику выплачивается надбавка за работу с вредными условиями труда.
Для расчета доплаты нужно взять сумму зарплаты без учета надбавки за вредную работу, так как она не входит в сумму минимальной зарплаты в соответствии с региональным соглашением.
Итого в качестве зарплаты учитываем 11 500 руб.
Минимальная зарплата в г. Москве установлена в размере 20 195 руб. в месяц.
Таким образом, сумма доплаты: 20 195 руб. - 11 500 руб. = 8 695 руб.


Готовое решение: Как рассчитать сумму доплаты к зарплате работника учреждения до МРОТ (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}


РАЗМЕР МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на финансируемые из федерального бюджета организации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
При отсутствии действующего регионального соглашения необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы

Сфера деятельности

Размер минимальной заработной платы (руб. в месяц)

Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы

С 1 января 2021 г.

Коммерческим организациям (кроме организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования, для которых основным видом деятельности является оказание жилищных, коммунальных услуг, услуг транспорта (пассажирские перевозки), связи (почтовые услуги)) и индивидуальным предпринимателям

17031
(с учетом районного коэффициента 22140,30) <*>
в размере полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области за II квартал предшествующего года, с начислением на нее районного коэффициента

Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019 - 2021 годы




{Справочная информация: "Размер минимальной заработной платы в Кемеровской области" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}}

Нужна ли ТТН при самовывозе?
Актуально на 26.08.2020г.

Вопрос: Покупатель забирает продукцию с нашего склада самовывозом, кто в этом случае должен выписывать транспортную накладную?

Ответ:

Транспортную накладную оформляют, когда товар (груз) покупателю доставляет:
  • транспортная компания;
  • продавец (поставщик) собственным транспортом, при условии, что стоимость доставки в договоре купли-продажи (поставки) указана отдельно от стоимости товара. В таком случае договор является смешанным, содержащим в себе элементы договора купли-продажи (поставки) и договора перевозки (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Если стоимость доставки товаров в договоре поставки не указана отдельно (включена в стоимость товаров), оформлять ТН не надо.

Выписывает транспортную накладную грузоотправитель (то есть та организация, которая заказывает перевозку груза), если в договоре перевозки не установлено иное. 
В договоре перевозки стороны могут установить, что накладную должен выписать сам перевозчик (ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

Надо ли оформлять транспортную накладную при самовывозе товара со склада поставщика
Да, если покупатель заказывает перевозку в транспортной компании. В этом случае он является грузоотправителем и по общему правилу должен составить транспортную накладную (ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

Если покупатель перевозит товар собственным транспортом, то накладную составлять не надо. 
В этом случае факт транспортировки товара и затраты на перевозку подтверждаются путевым листом на транспортное средство, зарплатными ведомостями и прочими документами.

Подробнее:

Для подтверждения транспортных расходов нужны документы перевозчика.
 При доставке автомобилем это транспортная накладная. При железнодорожных перевозках - оригинал транспортной железнодорожной накладной или квитанция о приеме груза (ст. 25 Устава железнодорожного транспорта).
Расходы на экспедиторские услуги подтверждают поручение экспедитору, экспедиторская расписка и акт оказания услуг (Письмо Минфина от 11.03.2019 N 03-03-06/1/15512).
При самовывозе ТТН или транспортную накладную для подтверждения расходов оформлять не надо. Все затраты - зарплату, амортизацию, ГСМ признавайте по обычным документам - зарплатным ведомостям, путевым листам, бухгалтерским справкам (ст. 254 НК РФ).

Расходы на доставку покупатель относит к ТЗР, продавец учитывает на счете 44.

{Типовая ситуация: Как учесть транспортные расходы (Издательство "Главная книга", 2020) {КонсультантПлюс}}
_____________________

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль {КонсультантПлюс}


..... Нужна ли транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) для обоснования в целях налога на прибыль расходов на приобретение товара, если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза) (п. 1 ст. 252 НК РФ)?
Возникает вопрос: нужна ли транспортная накладная (товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т) для обоснования расходов на приобретение товара, если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза)?
По этому вопросу существует две точки зрения.
Согласно официальной позиции, выраженной в Письмах Минфина России, если доставка осуществляется собственными силами покупателя, представление ТТН для подтверждения обоснованности расходов не является обязательным. Имеются судебные акты, подтверждающие данный подход.
В то же время есть судебные акты, содержащие вывод о невозможности признания расходов на приобретение товаров без товарно-транспортной накладной.


Позиция 1. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) не обязательна

Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123
Разъясняется, что, в случае если покупатель вывозит товар со склада грузоотправителя на собственном транспорте, факт оказания услуг по перевозке отсутствует. Значит, нет необходимости составлять транспортную накладную. При этом затраты на перевозку и факт транспортировки товара можно подтвердить путевым листом.

Аналогичные выводы содержит:
Письмо Минфина России от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540
Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500
Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499
Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498
Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/497
Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492
Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/501
Письмо Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/1/487


Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013 по делу N А53-3547/2012
Суд указал, что отсутствие товарно-транспортных накладных не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 по делу N А78-190/2012


Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2012 N Ф09-2412/12 по делу N А60-12929/11
По мнению инспекции, общество не доказало реальность поставки товаров, так как не представило товарно-транспортные накладные. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению товарно-транспортных накладных, поскольку имеется накладная N ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2011 по делу N А19-3787/2010
Суд установил, что товар был передан налогоплательщику до его транспортировки, которая осуществлялась самовывозом. ФАС указал, что в таком случае основанием для оприходования товара является не только ТТН, но и иные документы, подтверждающие произведенные расходы.

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.2010 по делу N А55-14780/2008
Суд указал, что, если доставка товаров осуществляется транспортом покупателя (самовывоз) без привлечения автотранспортной организации, составления товарно-транспортных накладных не требуется. В этом случае для подтверждения передачи материалов от поставщика потребителю достаточно использовать товарную накладную.

Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А53-2634/2009
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.08.2007 N Ф08-4809/2007-1842А по делу N А53-16694/2006-С6-22
Постановление ФАС Центрального округа от 29.12.2011 по делу N А64-1900/2010
Постановление ФАС Центрального округа от 06.08.2007 по делу N А48-4281/06-15 (Определением ВАС РФ от 26.11.2007 N 15786/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)


Постановление ФАС Центрального округа от 11.02.2011 по делу N А68-4748/08-108/13
Суд указал, что товар налогоплательщику доставлял представитель организации на личном транспорте. Следовательно, составления товарно-транспортных накладных в данном случае не требовалось.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2006 по делу N А13-16213/2005-19
Суд указал, что составление товарно-транспортной накладной обязательно в случаях передачи товара покупателю от продавца через перевозчика. В случае доставки груза транспортом поставщика или покупателя документами, подтверждающими транспортировку груза, являются путевые листы.

Позиция 2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) обязательна

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 по делу N А13-8941/2010
Суд указал, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склад поставщика (ИНКОТЕРМС-2000), что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд отметил, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу N А33-18030/2009
Суд указал, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, товарно-транспортные накладные не составлялись.

Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 N А19-10710/08-11-Ф02-1646/09 по делу N А19-10710/08-11


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2008 N А19-4274/08-43-Ф02-5524/08 по делу N А19-4274/08-43
Суд установил, что согласно договору поставка продукции осуществляется самовывозом путем передачи продукции поставщиком покупателю на складе поставщика. Для принятия к учету товара, поступившего автомобильным транспортом, необходима в том числе товарно-транспортная накладная.

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль {КонсультантПлюс}

Вопросы для руководителей

Исключение из реестра МСП. Как "включить " организацию в реестр МСП?
Актуально на 14.08.2020

Каков порядок внесения сведений об организациях и ИП в реестр субъектов малого предпринимательства?

Ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется ФНС России на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и представленных в соответствии с законодательством РФ.
Статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер.

К субъектам малого предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Закона N 209-ФЗ).

Критерии субъектов малого предпринимательства


К основным критериям отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства относятся (ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"):
- структура уставного капитала (например, для ООО доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%, а доля организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% уставного капитала);
- средняя численность работников (до 15 человек для микропредприятий и до 100 человек для малых предприятий);
- размер полученных доходов от предпринимательской деятельности (не более 120 млн руб. для микропредприятий и 800 млн руб. для малых предприятий).

Содержание реестра субъектов малого и среднего предпринимательства


Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр). Ведение реестра осуществляется ФНС России (ч. 12 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В реестр включаются следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"):

  • наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;
  • место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;
  • дата внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в реестр;
  • категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);
  • сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ;
  • указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;
  • содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП в отношении соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения о кодах по ОКВЭД;
  •  содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
  •  сведения о производимой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  •  сведения о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), и субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • cведения о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и (или) договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ;
  •  указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием;
  • иные сведения, включаемые в единый реестр в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в реестр и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются налоговым органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также представленных в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с ч. 5 - 6.4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ (ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

Cведения о наименовании юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ИНН, месте нахождения (месте жительства), дате внесения в реестр, категории субъекта, сведения о видах деятельности и лицензиях, а также среднесписочной численности вносятся в единый реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведений, имеющихся у налогового органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года. О вновь созданных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях сведения вносятся 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений о создании в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно (п. п. 12 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В 2020 г. реестр будет формироваться с учетом отложенных сроков сдачи налоговой отчетности (Информация ФНС России).

Обратите внимание! Указанные в п. п. 1 - 5.17 и 8 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и ИП, соответствующих условиям отнесения к субъектам МСП (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП), не включенные в единый реестр субъектов МСП 10 августа 2019 г. в связи с непредставлением сведений о ССЧ работников или о доходе от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, были внесены в единый реестр субъектов МСП в случае, если такие сведения за 2018 г. представлены после 1 июля 2019 г., до 30 июня 2020 г. (ст. 19.2 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ).

Сведения о производимой продукции, о включении юридического лица (индивидуального предпринимателя) в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и субъектами малого и среднего предпринимательства, а также сведения о наличии в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, и (или) договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ, вносятся в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем получения их налоговым органом (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Сведения о наименовании юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), местонахождении юридического лица или месте жительства индивидуального предпринимателя, о кодах ОКВЭД и лицензиях, в случае их изменения, вносятся в реестр или исключаются из него 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого предпринимательства хозяйствующим субъектам (Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2016 N Д28и-3430).
Установленный порядок формирования реестра свидетельствует о том, что реестр формируется уполномоченным органом на основании представленных в его распоряжение сведений, а сами субъекты малого предпринимательства не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в данный реестр, статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер.
При этом на некоторые организации и органы власти возложены обязанности по ежегодному представлению в ФНС России сведений, необходимых для ведения реестра (ч. 6 - 6.26.46.5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

Исключение сведений из реестра
Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не отвечают условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, Письмо ФНС России от 22.05.2020 N СД-4-3/8479@).
Также исключаются из реестра сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, деятельность которых прекращена, - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений о прекращении деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Сведения о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, исключаются из реестра 10 августа года, следующего за годом их внесения (п. 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений (ч. 9 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
При этом, несмотря на то что сведения в реестр вносятся ФНС России на основании предоставленной ей информации, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность контролировать, содержатся ли сведения о них в данном реестре, и в случае когда сведения о них в таком реестре не будут обнаружены, сообщить об этом в налоговый орган. Так, на официальном сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/appeal-create.html имеется возможность отправить заявление с целью проверки сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, сведения о котором отсутствуют в реестре или внесены некорректно.


Подготовлено на основе материала
С.А. Савельевой
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс

10.06.2020
ФНС напомнила правила включения организаций и ИП в реестр субъектов малого и среднего бизнеса
В реестр субъектов МСП сведения вносят ежегодно 10 августа на основании данных, полученных за предыдущий год, по состоянию на 1 июля. Таким образом, если, например, у организации по состоянию на 1 июля 2020 года доход за 2019 год будет превышать предельную величину, то сведения о ней исключат из реестра 10 августа. О таких положениях Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ напомнила налоговая служба.
Однако стоит обратить внимание, что на меры поддержки МСП в связи с коронавирусом смогут претендовать даже те юрлица и ИП, которые будут исключены из реестра в 2020 году. Дело в том, что, например, для получения безвозмездной помощи от государства нужно быть включенным в реестр по состоянию на 1 марта 2020 года. Списывают налоги тем, кто включен в реестр по сведениям за 2018 год. Это установлено законом, который опубликовали 8 июня.
Другим законом, который также уже опубликован, предусмотрена возможность включить в реестр организации и ИП, которые подадут сведения за 2018 год не позднее 30 июня. Информацию о тех, кто с опозданием, но все же представил данные до 1 апреля, ФНС уже отразила в реестре.


Документ: Письмо ФНС России от 22.05.2020 N СД-4-3/8479@

"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера" {КонсультантПлюс}

Вопросы для юристов

Правомерно ли требовать спустя полгода какие-либо документы, когда работа выполнена, акты подписаны, деньги заплачены?
Актуально на 18.08.2020г. 
    
Вопрос:Акты выполненных работ по договору подряда подписаны обеими сторонами в ноябре 2019 г. Спустя полгода Заказчик требует исполнительную документацию, хотя на этапе приемки работ и подписания актов он про нее забыл и все подписал без нее. Правомерно ли требовать спустя полгода какие-либо документы, когда работа выполнена, акты подписаны, деньги заплачены?

Ответ:       Согласно ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу ст. 711 ГК РФ сдача результата работ заказчику является основанием для возникновения у него обязательства по оплате принятых работ.
Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу.
Факт выполнения истцом работ по договору подтверждается актами о приемке выполненных работ, подписанными ответчиком без замечаний.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - информационное письмо N 51), основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Акт сдачи-приемки выполненных работ является доказательством выполненных подрядчиком работ и передачи их результата заказчику.

В соответствии со ст. 702726 ГК РФ обязанность доказывания невозможности использования результата принятых работ в отсутствие исполнительной документации лежит на заказчике. 
Судебные решения в том числе опираются на положения информационного письма N 51, в то же время содержащего положения п. 1213 и 18, которые обращают внимание на тот факт, что акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 не является актом окончательной сдачи-приемки результата работ по договору, так как КС-2 подтверждает только объем фактически выполненных подрядчиком работ за определенный период и не лишает заказчика права оспаривать объем, стоимость и качество выполненных работ, в том числе при подписании формы КС-2 без надлежащей проверки.

Судами отмечается тот факт, что непредоставление подрядчиком исполнительной документации не является безусловным основанием для отказа в оплате выполненных работ. По смыслу статьи 726 ГК РФ заказчик обязан доказать, что отсутствие такой документации исключает возможность использования принятого им объекта подряда по прямому назначению.
Учитывая тот факт, что исполнительная документация включает в себя документы, свидетельствующие об объеме и качестве выполнения работ и состоящие из сертификатов, технических паспортов, удостоверяющих качество материалов и оборудования, применяемых при производстве работ, также актов освидетельствования скрытых работ и актов промежуточной приемки ответственных конструкций, актов индивидуальных испытаний смонтированного оборудования, журналов производства работ и многого другого, трудно представить ситуацию, в которой было бы возможно даже сдать объект, не говоря уже об эксплуатации без наличия оной. Кроме того, необходимость обращаться к исполнительной документации может возникнуть как в ходе эксплуатации готового объекта, так и в ходе ремонта.

Законодательство содержит множество требований к порядку ведения исполнительной документации, закрепленных в приказах Ростехнадзора (например, Приказ от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" и другие).

Таким образом, значение ИД, как и невозможность использования объекта строительства без оной, вытекает из самого содержания ИД. Отсюда могут и проистекать установленные в договоре штрафы за задержку в ее предоставлении или отказ в приемке работ, выполненных подрядчиком.

{Статья: Неисполненное обязательство по исполнительной документации (Кузина М.) ("Жилищное право", 2015, N 6) {КонсультантПлюс}}


  Статья 726 ГК РФ устанавливает обязанность подрядчика по передаче заказчику относящейся к результату работы информации, если это предусмотрено договором или такие сведения необходимы для использования этого результата. Однако закон не предусматривает последствий непредставления подобных сведений.


 ст. 726, Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


Статья 726. Обязанность подрядчика передать информацию заказчику 

Вопросы судебной практики по толкованию и применению ст. 726 ГК РФ

1. Нарушение подрядчиком условия договора о передаче заказчику информации об использовании результата работ >>>
2. Предоставление подрядчиком исполнительной документации >>>
3. Требование заказчика о передаче подрядчиком информации об использовании результата работ, основанное на СНиП >>>
4. Примеры хозяйственных споров, в которых ст. 726 ГК РФ об обязанности подрядчика передать информацию заказчику применена исходя из ее буквального содержания >>>

1. Нарушение подрядчиком условия договора о передаче заказчику информации об использовании результата работ

ст. 726, Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


1.1. Вывод из судебной практики: Если подрядчик в нарушение договора не передал заказчику необходимую для эксплуатации результата работы информацию и без нее использование результата для целей, указанных в договоре, невозможно, работа не признается надлежащим образом выполненной и подлежащей оплате.

Судебная практика:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу N А56-20937/2009
"...В силу пункта 4.2 Договора работы считаются выполненными с момента подписания окончательного акта сдачи-приемки выполненных работ по Договору и передачи подрядчиком исполнительной документации, предусмотренной приложением N 2 к Договору.
Ссылаясь на неполную плату ответчиком второго этапа работ, истец обратился в арбитражный суд с целью взыскания задолженности и неустойки за нарушение сроков оплаты работ, предусмотренной пунктом 8.4 Договора.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, сделав вывод о доказанности факта выполнения истцом и приемки ответчиком работ, предусмотренных Договором, и наличии у ответчика обязанности оплатить работы в полном объеме.
Апелляционная инстанция, отменяя решение от 01.06.2009, указала, что согласно условиям Договора моментом окончательной сдачи результатов работы и возникновения у ответчика обязанности оплатить эти работы является подписание окончательного акта сдачи-приемки выполненных работ и передача подрядчиком заказчику исполнительной документации, перечень которой определен приложением N 2 к Договору.
Установив, что истец не передал ответчику исполнительную документацию, апелляционная инстанция отказала в иске.
Вывод апелляционного суда об отсутствии у ответчика обязанности произвести полный расчет за выполненные работы до получения документов соответствует пунктам 3.1.10 и 4.2 Договора, а также положениям статьи 726 ГК РФ..."


Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


1.2. Вывод из судебной практики: Уклонение от передачи заказчику документов, необходимых для сдачи результата работ в эксплуатацию, свидетельствует о злоупотреблении подрядчиком правом.

Судебная практика:

Постановление ФАС Центрального округа от 14.12.2010 по делу N А14-18001/2009/571/1

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


2. Предоставление подрядчиком исполнительной документации

В соответствии со ст. 726 ГК РФ подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором. На практике возникает вопрос: всегда ли подрядчик должен предоставлять такую информацию при наличии соответствующего договорного условия?

2.1. Вывод из судебной практики: Несмотря на наличие договорного условия об обязанности подрядчика передать исполнительную документацию, последний вправе не выполнять это условие, если заказчик не доказал необходимости ведения подрядчиком такой документации и ее предоставления.

Судебная практика:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2010 по делу N А66-10377/2009

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


Аналогичная судебная практика:

Западно-Сибирский округ

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2009 по делу N А45-949/2009
"...Согласно пункту 1.1 договора поставщик в соответствии с Техническим заданием на проектирование (Приложение N 1 к настоящему договору) и в соответствии с другими приложениями к настоящему договору обязуется выполнить: проектные работы по созданию проектной документации "Холодоснабжение"; согласование проекта заинтересованными и инспектирующими организациями; из собственных материалов и изделий общестроительные работы; поставку основного оборудования; работы по монтажу оборудования, его пусконаладке и вводу в эксплуатацию; обучение специалистов покупателя работе на сданном в эксплуатацию оборудовании; гарантийное обслуживание оборудования.
В соответствии с указанным пунктом договора покупатель обязуется принять результат работ и произвести оплату на условиях настоящего договора.
Разделом 4 договора предусмотрены условия оплаты: первый авансовый платеж должен быть произведен в размере 954000 руб. в течение периода с 10.01.2008 по 20.01.2008, второй авансовый платеж в размере 768661 руб. 50 коп. - до 01.05.2008 (в редакции Дополнительного соглашения N 2), третий авансовый платеж в размере 662860 руб. 50 коп. - в срок до 21.05.2008 при условии подписания сторонами акта приема-передачи этапа работ по пунктам 1-5 графика производства работ. Окончательный расчет (в редакции Дополнительного соглашения N 2), составляющий сумму 229000 руб., покупатель осуществляет в течение 5 банковских дней от даты подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию при условии предоставления поставщиком исполнительной документации в рамках требований действующего законодательства и настоящего договора.
В связи с отсутствием окончательной оплаты ответчиком произведенных работ, ООО "Ново-ТК" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление истца о взыскании с ответчика долга в размере 229000 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что редакция пункта 4.1.4 договора по оплате в течение пяти дней от даты подписания Акта ввода оборудования в эксплуатацию "при условии представления поставщиком исполнительной документации в рамках требований действующего законодательства Российской Федерации и настоящего договора" противоречит статьям 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка или договор в этой части заключен под отлагательным условием и стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно наступит оно или нет.
В связи с этим суд признал в этой части договор недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, и поскольку ответчиком результат работы принят, суд принял решение об удовлетворении требований в части 229000 руб.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, при этом дополнительно указал, что в соответствии со статьей 726 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре.
Поскольку ЗАО "Сибирский ЛВЗ", отказываясь оплачивать переданные результаты подрядных работ, ссылался на статью 726 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчик обязан доказать, что отсутствие документации, на передаче которой он настаивает, исключает возможность использования принятого им объекта подряда по прямому назначению, однако, по мнению суда апелляционной инстанции, такие доказательства суду ЗАО "Сибирский ЛВЗ" не представил.
Тщательно проанализировав обстоятельства дела и представленные по делу доказательства, а также нормы статей 702, 711, 726 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом того, что результаты работ находятся у ЗАО "Сибирский ЛВЗ" и имеют для него потребительскую ценность, обоснованно взыскали оставшуюся неоплаченной стоимость выполненных ООО "Ново-ТК" по договору работ..."


Центральный округ

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


Аналогичная судебная практика:
....

2.3. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, кто должен доказывать наличие исполнительной документации у подрядчика при ее истребовании, существует две позиции судов.

Позиция 1. При рассмотрении дела об истребовании исполнительной документации на строительство факт ее наличия у подрядчика должен доказать заказчик.

Позиция 2. При рассмотрении дела об истребовании исполнительной документации на строительство подрядчик должен доказать, что у него она отсутствует.

Судебная практика:

Постановление ФАС Московского округа от 26.04.2012 по делу N А40-73920/11-52-599
"...Как видно из материалов дела между ООО фирма "ТРАНСГИДРОСТРОЙ" (генподрядчик) и ООО "Гидротехник-447Д" (субподрядчик) был заключен договор субподряда N 28-С/447 от 23 декабря 2005 года на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте "Дорога и инженерные коммуникации для застройки "Можайский" кв. 95, Заказ N 04-6510".

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


3. Требование заказчика о передаче подрядчиком информации об использовании результата работ, основанное на СНиП

Обязанность подрядчика по передаче заказчику информации об использовании результата работ определена в ст. 726 ГК РФ и обусловлена наличием соответствующего условия в договоре либо случаями, когда характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре. В связи с этим на практике возникает вопрос о правомерности требований заказчика о предоставлении информации, если последний ссылается на положения СНиП.

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


3.1. Вывод из судебной практики: Требование заказчика о передаче подрядчиком информации об использовании результата работ, основанное на СНиП, не подлежит удовлетворению, если стороны не согласовали применение этого СНиП в договоре.

Судебная практика:
.....
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}


4. Примеры хозяйственных споров, в которых ст. 726 ГК РФ об обязанности подрядчика передать информацию заказчику применена исходя из ее буквального содержания

4.1. Пример удовлетворения судом требования заказчика о предоставлении исполнительной документации

Ситуация
Заказчик обратился в суд с требованием обязать подрядчика предоставить исполнительную документацию.
Суд удовлетворил требования.
......
Применение ст. 726 ГК РФ в этой ситуации
Судом установлено, что без исполнительной документации использование результата работ по назначению невозможно и, применив ст. 726 ГК РФ, сделал вывод об обязанности подрядчика предоставить ее заказчику.
(Постановление ФАС Московского округа от 10.12.2008 N КГ-А40/11505-08 по делу N А40-50812/07-27-443; Постановление ФАС Центрального округа от 14.12.2010 по делу N А14-18001/2009/571/1)


Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения {КонсультантПлюс}

    
Как доказать факт поставки товара?
Актуально на 21.08.2020г.

Вопрос: Прошу предоставить свежую (срок давности не более чем три года) судебную практику о необходимости в предоставлении не только товарных накладных, но и товарно транспортных накладных и иных документов свидетельствующих о факте поставки.

Ответ:

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс".
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 23.10.2019.


С поставкой товара сталкивается практически каждая компания.
 Однако не всегда ее оформлению уделяется должное внимание, хотя от этого зависит, будет ли оплачен поставленный товар или поставлен купленный. 
Рассмотрим, какие документы или действия подтвердят факт поставки, а каких будет недостаточно.

Товарная накладная
Самый надежный способ зафиксировать факт поставки - подписать товарную накладную. По общему правилу она подтверждает, что товар принят покупателем и подлежит оплате. Накладная должна содержать все необходимые сведения: реквизиты договора, наименование, количество, цену товара, подписи должностных лиц поставщика и покупателя, оттиски их печатей, дату составления и номер. Один из самых важных реквизитов - подпись лица, принимающего товар. У него на это должны быть полномочия, иначе накладная бесполезна. Лучше всего заблаговременно запросить у контрагента доверенность на то лицо, которое будет принимать товар.

Акт приема-передачи
Еще один надежный способ подтвердить поставку - подписать акт приема-передачи товара. Важно, чтобы он был подписан уполномоченными лицами.
Имейте в виду: если нет акта, но есть товарная накладная, факт поставки все равно будет считаться доказанным.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2019 N Ф05-15285/2019 по делу N А40-299308/2018 {КонсультантПлюс}
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.07.2019 N Ф05-6992/2019 по делу N А40-113205/2018 {КонсультантПлюс}

Таможенная декларация
Если в качестве доказательства передачи товара представляются одни только таможенные декларации, суд не признает поставку состоявшейся. Чтобы подтвердить факт поставки, нужны первичные учетные документы. К ним как раз и относятся накладные, в том числе CMR, акты приема-передачи. Декларации их не заменят.

Акт сверки взаимных расчетов
Сам по себе акт сверки в качестве доказательства поставки, скорее всего, не примут. Однако в совокупности с другими документами он может пригодиться. Суды указывали, что исполнение обязательств по поставке подтверждается актами приема-передачи, актами ввода товара в эксплуатацию и проведения инструктажа специалистов, товарными накладными, сводным актом приема-передачи товара, а сумма задолженности - актом сверки взаимных расчетов.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.02.2019 N Ф06-42132/2018 по делу N А65-4875/2018 {КонсультантПлюс}
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.03.2019 N Ф09-629/19 по делу N А60-27553/2018 {КонсультантПлюс}
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.03.2019 N Ф05-22537/2018 по делу N А40-253220/2017 {КонсультантПлюс}

Счет-фактура и УПД
Не подтвердить факт поставки и одним лишь счетом-фактурой. Он содержит информацию о величине платежа и о товарах, подлежащих оплате. Можно сказать, что он выставляется для оплаты товаров, а не для фиксации факта их получения. Другая ситуация с универсальным передаточным документом (УПД), подписанным уполномоченным представителем покупателя. Такой документ подтверждает факт поставки. В отличие от счета-фактуры, УПД может фиксировать передачу груза, так как содержит реквизиты должности лица, получившего груз или уполномоченного на принятие товара от имени покупателя. Рекомендуем продавцу утвердить в учетной политике форму УПД и порядок ее применения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2019 N Ф05-9851/2019 по делу N А40-209589/2018 {КонсультантПлюс}

Факт оплаты товара
Частичная оплата товара в некоторых случаях может свидетельствовать о том, что товар был поставлен. Однако полностью полагаться на этот довод, чтобы взыскать полную оплату, не стоит. Он может сработать вместе с другими доказательствами. Частичную оплату могут расценить как одобрение покупателем приемки товара лицом, полномочия которого не подтверждены. Представить товарную накладную или акт приема-передачи все-таки придется.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2019 N Ф07-4459/2019 по делу N А44-6014/2018 {КонсультантПлюс}

 В каких случаях оформляют товарно-транспортную накладную

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т - это первичный учетный документ, изначально предназначавшийся для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, п. п. 49120 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
Но в настоящее время для расчетов за перевозку грузов должна применяться транспортная накладная. А продажу (отпуск, отгрузку) ТМЦ гораздо удобнее оформить товарной накладной или УПД - там нет лишнего после появления ТН транспортного раздела. Поэтому необходимости в применении ТТН нет.
Но есть одно исключение: ТТН обязательно должна быть составлена при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта. При этом неважно, кто его перевозит - вы сами, перевозчик или покупатель. Это связано с тем, что ТТН является одним из сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этой продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).
ТТН нужно составлять при любом перемещении такого груза, в том числе между обособленными подразделениями организации (п. 2 Письма Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 N 2148/03-04, Письмо Минфина России от 03.05.2018 N 03-14-07/29684).

Готовое решение: В каких случаях надо оформлять транспортную накладную, а в каких - товарно-транспортную накладную (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}


Еще судебная практика по вашему вопросу :

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2017 N Ф07-4462/2017 по делу N А56-29674/2016
Требование: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие договора и оплаченного товара.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт поставки товара не доказан (договор сторонами не заключался, не доказано согласование сторонами ассортимента, количества и стоимости товара, товарная накладная истцом не подписана, не представлена товарно-транспортная накладная, которая должна содержать сведения о перевозчике и транспорте, посредством которого перевозка осуществлялась).
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2019 N Ф07-527/2019 по делу N А13-9116/2018
Требование: О взыскании задолженности по договору поставки металлопродукции.
Обстоятельства: Покупатель не оплатил переданный по товарным накладным товар.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт поставки товара по товарным накладным признан доказанным, наличие задолженности подтверждено.
Податель жалобы указывает, что не получил от истца товар, транспортные накладные его представитель не подписывал. Полагает, что к участию в деле следовало привлечь перевозчика.
остановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2018 N Ф08-5032/2018 по делу N А32-37685/2017
Требование: О взыскании задолженности по договору поставки.
Обстоятельства: Общество указало, что предприниматель частично оплатил поставленный товар. Претензию об исполнении обязательств в полном объеме оставил без удовлетворения.
Решение: В удовлетворении требования отказано ввиду недоказанности передачи товара и возникновения у предпринимателя обязанности по его оплате.
В товарных накладных от 05.10.2016 N ТФ-2533 и ТФ-2534 отсутствует ссылка на транспортные накладные, которыми оформляется перевозка товаров.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.06.2020 N Ф09-2748/20 по делу N А71-11964/2019
Требование: О взыскании задолженности по договору поставки.
Обстоятельства: Обязательства по оплате товара не исполнены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку поставка товара на заявленную сумму доказана, товарные и товарно-транспортные накладные покупателем подписаны и не оспорены, об их фальсификации не заявлено, доказательств того, что по товарным накладным осуществлена замена бракованного товара в рамках гарантийных обязательств, не представлено, отгрузка товара по спорным накладным производилась за счет покупателя согласно заказам, что свидетельствует о согласовании покупателем заказов на поставку товаров, товар оплачен частично.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2020 N Ф10-257/2020 по делу N А23-8189/2018
Требование: О взыскании задолженности по дилерскому договору.
Обстоятельства: Поставщик ссылается на то, что покупатель оплату товара не произвел.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку поставщиком представлены товарные и "рабочие" накладные, в которых отсутствует указание на номер договора, в соответствии с которым товар отгружается, подпись лица о получении товара не расшифрована, документ, на основании которого действует данное лицо, не приложен, реквизиты такого документа не указаны, что свидетельствует о недоказанности факта поставки товара, равно как и наличия задолженности.
...частности, товарные накладные, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, а при их отсутствии факт передачи товара покупателю может быть подтвержден иными двусторонними документами (актом приема-передачи, товарно-транспортной накладной и т.д.), содержащими обязательные реквизиты первичных учетных документов и позволяющими достоверно установить данное обстоятельство.

Задать вопрос

Чтобы задать вопрос, необходимо: 

позвонить по телефону «Линии консультаций» 8(3842)90-09-65, 8-960-910-00-08 или 
отправить вопрос по электронной почте на адрес gl@kvadroplus.com

Вы также можете задать интересующий Вас вопрос на линию консультаций, заполнив приведенную форму,  либо через своего персонального менеджера. 
 

Опишите Вашу проблему
Ваше имя
Ваш e-mail
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
ф
Линия консультации